© Автор: фотограф Константин Крыловский, 2009 г.
Canon EF 50mm f/1.2L USM — светосильный объектив L-серии с фиксированным фокусным расстоянием («фикс»).
Многие современные фотолюбители, никогда не имевшие дела с зеркальными фотокамерами и сменными объективами, сильно удивляются существованию объективов, которые невозможно «покрутить» (удалить или приблизить изображение — говоря языком фотографов, зумировать). Зум-объективы («зумы») для них всегда были привычны, как в простых пленочных фотоаппаратах, так и в «цифромыльницах». Даже те цифровые фотокамеры, которые не имеют выдвигающихся частей, все равно обладают способностью к зумированию (речь о технологии внутренних объективов)…
Но для тех, кто начинал свое знакомство с фотографией еще во времена расцвета советской пленочной фототехники, существование объективов с фиксированным фокусным расстоянием не является чем-то удивительным. Наоборот, советские светосильные «фиксы» Гелиос, Индустар, Юпитер сохраняли популярность долгие годы. Причем за свой неповторимый (нередко даже индивидуальный) рисунок они и до сих пор пользуются популярностью среди фотохудожников, использующих их как вместе со старыми советскими камерами, так и — через переходники — с современными зеркальными цифровыми фотоаппаратами.
Любой фикс-объектив всегда обладает несколькими важными преимуществами. Во-первых, из-за конструктивных особенностей отсутствует необходимость добавлять дополнительные линзы, позволяющие объективу изменять свое фокусное расстояние, поэтому потеря светового потока при прохождении через них сводится к минимуму, и объектив обладает большей светосилой. Это значит, что на такой объектив возможно проводить съемку в условиях более низкой освещенности без вспышки, жертвуя лишь глубиной резкости, а не выдержкой или значением ISO. Во-вторых, «фикс» дает более качественное и резкое изображение и более художественное боке (размытие в зоне нерезкости), чем зум-объектив, потому как изображение с зум-объектива всегда является компромиссом для всех возможных промежуточных фокусных расстояний. Именно по этим двум причинам и целесообразно использование для фотосъемки свадеб и венчаний такого объектива, как Canon EF 50mm f/1.2L.
Использование объектива-фикса требует от фотографа повышенной ответственности и готовности двигаться с удвоенной скоростью, перемещаясь самому и выискивая удачный ракурс, а не используя лишь зумирование объектива. Если игнорировать это требование, то либо компоновка фотографий будет страдать, либо впоследствии все снимки должны быть вручную откадрированы в графическом редакторе. Кроме того, применение одного объектива-фикса невозможно — так, в небольшом зале ЗАГСа общий кадр молодоженов с родственниками и гостями на Canon EF 50mm f/1.2L не сделаешь физически. Поэтому использование фикс-объективов можно считать оправданным либо при наличии большого количества времени на смену объектива во время свадьбы (чего не бывает практически никогда), либо имея вторую фотокамеру с другим объективом (что снижает мобильность фотографа и повышает риск повреждения аппаратуры), либо при фотосъемке в два фотографа (что рекомендуется).
Canon EF 50mm f/1.2L можно отнести к категории портретных объективов. При использовании с «кропнутыми» камерами он (из-за кроп-фактора) действительно является портретным, на полнокадровых камерах вроде Canon EOS 5D и Canon EOS 5D Mark II — скорее для портретов поясных и ростовых из-за возникающей дисторсии. Однако Canon EF 50mm f/1.2L гораздо более универсален, чем портретник Canon EF 85mm f/1.2L, и его использование не ограничено пленэром и студией.
Чем хорош именно Canon EF 50mm f/1.2L? Canon EF 50mm f/1.2L — объектив, обладающий невероятно большой светосилой. Более светосильный объектив (со светосилой f/1 — то есть пропускающий через себя весь свет) существует и выпущен компанией Canon, однако скорее является proof of concept и отнюдь не блещет качеством изображения. Наоборот, Canon EF 50mm f/1.2L дает отличное изображение и невероятно красивое боке, однако главное его достоинство — светосила, позволяющая в сочетании с фотокамерой Canon EOS 5D Mark II фотографу снимать в условиях такой низкой освещенности, где остальная фототехника просто не справляется — например, во время венчания или крещения в церкви, когда использование вспышки напрочь убивает всю атмосферу. Разумеется, в репортажных условиях при работе с такой малой глубиной резкости на полнокадровой камере с объективом-фиксом требуется твердая рука и большой опыт, но результат того стоит (для примера — фотографии венчания и фотографии крестин).
Copyright: Константин Крыловский © 2009 г.
Любое частичное или полное использование материалов сайта запрещено.